Владимир Солодов, доцент, Самара
В одном из сообщений мной поднималась проблема
«умирания» вузовской науки в Самарском государственном университете путей
сообщения (СамГУПС) при нынешнем ректоре Дмитрии Железнове [http://sajt-artura-borodina.mozello.ru/novosti/params/post/1398817/ 06.01.18].
Наступил 2018 год и я вновь решил вернуться к
освещению этой проблемы, ибо под занавес
2017 года руководство СамГУПС вновь стало поднимать на щит свои научные достижения в создании и обеспечении
успешности действующих в транспортном университете научных школ.
В этой связи отметим, что причин для радостных
восклицаний по поводу научных школ в университете нет и в ближайшем будущем, к
сожалению, не предвидится никаких обнадеживающих перемен.
Доказательством данного утверждения служат
представленные далее сведения и аргументы.
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ (НАУЧНЫЕ
ШКОЛЫ) САМГУПС
[по данным источника: https://www.samgups.ru/science/nauchnye-shkoly/nauchnye-shkoly/
]
Код и название
научного направления (научной школы) |
Ведущие ученые в
данной области |
05.22.00 -
Транспорт |
Железнов Д.В.,
Носырев Д.Я., Тарасов Е.М., Митрофанов А.Н. |
01.02.00 -
Механика |
Мулюкин О.П.,
Антипов В.А., Ермоленко Г.Ю. |
01.04.00 –
05.13.00 – Информатика, вычислительная техника и управление |
Кацюба О.А.,
Никищенков С.А., Прохоров С.А. |
01.04.00 – Физика
|
Волов В.Т. |
03.00.00 -
Экология |
Васильченко Л.В.,
Пурыгин П.П. |
05.26.00 – Безопасность
деятельности |
Анфилофьев Б.А. |
08.00.00 -
Экономика |
Михаленок Н.О.,
Хайтбаев В.А. |
13.00.00 -
Философия |
Грибанов Н.И.,
Лескин Д.Ю. |
13.00.00 -
Педагогика |
Лунева Л.П.,
Халиков М.М. |
Примечание.
В источнике описка, должно быть: Васильченко Л.М. (Лидия Михайловна).
Напомним, что говорил известный политолог Илья
Гольденберг о якобы успешно функционирующих научных школах СамГУПС
«Пародией на высшую школу может служить смехотворное
заявление Дмитрия Железнова о научных школах СамГУПС: «Наша научная школа – это
девять направлений, более 45 докторов наук и 250 кандидатов наук, 1200
студентов, вовлечённых в научную деятельность. В составе университета два
научно-исследовательских института, научно-образовательные центры прикладных
исследований, центр транспортной безопасности и ряд профильных лабораторий» …
Да будет известно ректору, что научная школа и
научное направление – это не одно и тоже [«На наш взгляд, научной школой (НШ)
считается сформированный и возглавляемый руководителем коллектив исследователей
различных возрастных групп и научной квалификации в общем научном направлении,
завоевавший в научном сообществе известность высоким уровнем научных
исследований и подготовки кадров высшей квалификации и обеспечивающий
устойчивость сложившихся научно-педагогических традиций и преемственность
поколений ученых в ходе поступательного развития школы. А отсюда вытекает, что
наличие общего научного направления вовсе не дает основания к утверждению, что
работающие в данном направлении ученые-педагоги образуют научную школу», – от
редакции].
Не будем утомлять здесь читателей описанием этой
разницы, об этом довольно подробно изложено в интернет-изданиях… Кстати,
доценту Железнову это может быть неизвестно, да и с научными кадрами в СамГУПС
ему особо похвастать нечего:
- всего 45 докторов наук, а о количестве профессоров
ни слова (может быть потому, что ректор сам доцент, а не профессор, и лишнее
напоминание о вузовской профессорской элите больно бьет по его самолюбию, ибо
приобщение к профессорской элите путь долгий и по времени и по усилиям) …
Любой клерк от образования в Центре по этому поводу
сразу же скажет, что это же катастрофически мало для крупнейшего транспортного
вуза страны»…
Это подтверждают и данные сравнения показателей с
другими самарскими вузами, имеющими примерно сопоставимый с СамГУПС контингент
обучаемых [см.: Илья Гольденберг. Ректор СамГУПС Железнов своим девяти
проректорам: «Всё плохо, и плохо из-за Вас!» [http://zavtra.ru/blogs/rektor_samgups_zheleznov_svoim_devyati_prorektoram_vsyo_ploho_i_ploho_iz-za_vas 17.07.17]:
- «Самарский национальный исследовательский университет
им. акад. С.П. Королева: «число обучаемых – 16 000 студентов, число
преподавателей - 1372, из них 250 докторов наук, профессоров – 164, число
институтов и факультетов – 8 и 15, при числе кафедр – 97, число аспирантов –
525» …
- «Самарский государственный технический
университет: «число обучаемых – 18 000 студентов, число преподавателей - 750,
из них 115 докторов наук и профессоров; число институтов и факультетов – 2 и
13, при числе кафедр – 70, число аспирантов – 525».
- «Кстати, отметим, что в лучшие времена число
аспирантов в СамГУПС не превышало 90 человек, а в по имеющимся у нас
ориентировочным данным в 2017 году в СамГУПС всего-то около 15 аспирантов …
Более того, оставшимся в вузе докторам наук-профессорам ректор создает
невыносимые условия труда, а несогласным с его «деятельностью» грозит
увольнением… И вскоре профессоров в университете можно будет по пальцам
пересчитать… Господин Железнов, о каких успехах … вы трубите?
Ваше видение успехов нас настораживает, ибо вводит в
заблуждение руководство Росжелдора, Минобрнауки РФ, в лице Рособрнадзора, и
руководителей Минтранса России относительно истинного положения дел в
разваливающемся от вашей кадровой и финансовой политики крупнейшем самарском
транспортном университете».
27.12.2017, начальник Управления научных работ
СамГУПС Андрей Булатов радостно оповестил: «… состоялся заключительный
Научно-технический совет нашего университета, на котором были подведены
предварительные итоги результатов научной деятельности уходящего 2017 года и
поставлены задачи на следующий год. Ректор определил стратегические и
практические цели на среднесрочную перспективу и обозначил приоритетные
направления развития научных исследований. В по итогам обсуждения достигнутых
результатов, можно было увидеть, что наблюдается положительная динамика по всем
показателям в части научной работы: растет объем договорных работ,
увеличивается число публикаций, учитываемых в международных системах
цитирования, растет число студентов, вовлеченных в научную деятельность
… В заключительной части заседания, ректор подвел итоги и поставил задачи
по развитию научных школ университета и открытию диссертационных советов» [https://www.samgups.ru/news/nauchno_tekhnicheskiy_sovet_samgups_1/
30.12.17].
Ну, ну, «мечтатели от науки» …
И если приложить представленное выше определение
научной школы к озвученным цифрам, то можно утверждать, что аспирантура СамГУПС
дышит на ладан, число подготавливаемых к защите диссертантов катастрофически
снижается из-за резкого снижения в университете высококвалифицированных,
профильных докторов наук и тем более профессоров, ставших «штучным товаром».
На наш взгляд, при ныне действующей постановке
научной работы в университете на пополнение вузовского коллектива доморощенными
высококвалифицированными научными кадрами по профилю выпускаемых кафедр
рассчитывать не приходится. И такое пополнение будет возможно только за счет
приглашения профессионалов со стороны и создания им лучших условий работы и
оплаты, чем своим преподавателям-ученым.
И на данном этапе первым шагом к изменению данной
негативной ситуации с вузовской наукой могло бы стать открытое признание
нынешнего провала действующих подходов в создании и развитии научных школ
СамГУПС и обеспечение руководством университета режима наибольшего
благоприятствования/самостоятельности докторам наук-профессорам университета в
творческой работе с вузовской молодежью… Да и в наш век, как никогда остро,
стоит вопрос о должном материальном стимулировании профессоров в столь важном
для университета деле. В частности, на наш взгляд, целесообразно возвращение
руководителям за научное руководство аспирантом 50 часов учебной нагрузки в
год, вместо введенных с подачи экс-проректора Владимира Покацкого 10 часов.
Вспомните, как во время заседаний Ученого совета профессора Н. Грибанов, О.
Мулюкин, Г. Ермоленко и другие неоднократно протестовали против «нововведений»
Покацкого в организацию работы с аспирантами, но Ученый совет университета их
одобрил в соответствии с пожеланиями Дмитрия Железнова …
И теперь университет пожинает плоды прошлых ошибок
ректора, узаконенных решением Ученого совета СамГУПС.
А
по факту в СамГУПС количество и эффективность научных школ сильно преувеличены,
многие научные позиции в университете закрыты учеными из других вузов,
подготовка молодых ученых сходит на нет, а зафиксированные на официальном сайте
СамГУПС основные научные направления и научные школы по сути своей сведены к
несуразной схеме с неверно трактуемыми администрацией университета принципами
организации и развития высокоэффективной вузовской науки.
Источник:
http://prostotak17s.mozello.ru/blog/params/post/1407381/
16.01.18.
Комментариев нет:
Отправить комментарий